Фрагмент зеркала
Сросткинская культура
Экспонат:
фрагмент зеркала
Культура: сросткинская
Дата: VIII–IX вв.
Археологический памятник: случайная находка

Среди многочисленных музейных предметов особую группу составляют женские атрибуты, а именно металлические зеркала. В китайской и в славянской культурах зеркало связано с потусторонним миром, играет роль оберега, защищая от нечистой силы, является олицетворением женского начала, носит космологический смысл. Однако в китайской культуре зеркало не воспринимается как граница миров, а обращение с ним не сопровождается рядом табу.

В музее археологии и этнографии Алтая представлено одно из таких зеркал, точнее его фрагмент. Эта часть изделия весом 117 граммов имеет неплохую сохранность. Поверхность покрыта «благородной» патиной, но во многих местах фиксируются следы разрушающей коррозии. Нечеткий орнамент обрамлен по периметру фигурным валиком из чередующихся точек двух разных размеров. В центре обломка различается фигура бегущего животного, вероятно льва, и другие рельефные изображения. Небольшое отверстие проделано на линии между бортиком и фигурным валиком. Фрагмент металлического зеркала обнаружен на территории Алтайского края при невыясненных обстоятельствах. Изделие относится к одному из типов китайских образцов, датируемых VIII–IX вв. Находка может быть связана со сросткинской культурой.

Стоит отметить, что зеркала в древности, значительным образом отличались от тех, что известны нашему современнику. Данные археологии определяют период зарождения производства зеркал 3 тыс. до н.э. Анализ археологических источников позволяет выявить три первых очага производства зеркал: египетский, индо-иранский, сибирско-китайский. Во 2 тыс. до н.э. с территории Древнего Египта, Древнего Ирана, долины Инда и Сибири зеркала активно импортируются в государства Средиземноморья, Средней Азии и Дальнего Востока, благодаря чему возникает множество очагов местного производства зеркал. Как правило, их изготавливали из различных сплавов металлов (бронзы, олова, серебра, золота) способом литья или ковки. Диаметры зеркал варьировались от 5 до 20 см.; реже встречаются образцы более крупных или меньших размеров (от 2,5 до 50 см.).

Форму зеркал можно условно разделить на 6 типов: зеркала с ручками, зеркала на подставках, зеркала с боковым ушком или петелькой, с шишечкой-держателем на оборотной стороне зеркала и зеркала в виде диска.
Начиная со 2 тыс. до н.э. у древних народов вырабатываются отличительные черты в формах зеркал и способах их декорирования. А нахождение их в захоронениях вместе с предметами культа позволяет учёным говорить о том, что зеркало в с древних времён несло магическую, ритуальную и символическую функции.

Исторический контекст

В VIII веке нашей эры территории Северного Алтая попали под влияние новой нарождающейся политическое и военной силы – тюрок.
В VIII веке нашей эры территории Северного Алтая попали под влияние новой нарождающейся политическое и военной силы – тюрок. Тюрки покорили местное самодийское население и вышли в лесостепи. Здесь сформировалась новая этническая общность, в которой господствующее положения заняли тюрки, а подчинённое – самодийцы. Её культура в археологии получила название сростинская.

Данная археологическая культура IX—X веков была распространена на территории Северного Алтая и южных районов Западной Сибири. Названа по Сросткинскому могильнику в селе Сростки у города Бийск в Алтайском крае. Для этой культуры характерны подкурганные захоронения с конем (традиции тюрок и кимаков) и подкурганные и грунтовые погребения без коня с перекрытием из бересты и берёзовых брёвен (традиции местного самодийского населения).

Сросткинские памятники чётко определяют по появлению в орнаментике инвентаря мотивов, характерных для материальной культуры древних хакасов. В 840 годучасть территорий лесостепного Алтая попадает в сферу влияния Древнехакасского государства. Погребения этого времени – это захоронения под одной курганной насыпью нескольких покойников, могилы которых располагались вокруг центральной могилы воина, ориетированного головой на северо-восток.
Наряду с богатыми захоронениями известны и не имеющие сопроводительного инвентаря. Это свидетельствует о большой как социальной, так и имущественной дифференциации древнехакасского общества.

Одновременно с проникновением тюрок со стороны Горного Алтая и хакасов с востока с запада проникают тюркоязычные племена кимаков, создавшие в это время своё объединение в Центральном Казахстане. Их памятники локализуются, главным образом, в пределах Юго-Западного Алтая и также представлены лишь могильниками.

Так Алтай становится ареной, где сталкиваются интересы различных государственных объединений, а военные конфликты становятся нормой жизни.


Источники
Э. Р. Усманова, В. К. Мерц, 2019г.
О. А. Позднякова, 2000г.
А.А. Ткачев, Н.А. Ткачева, 2018г.


© Артефакт. Алтай.
Группы 898, 899
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website