Копии
Благодаря многочисленным исследованиям можно определить несколько причин распространения уменьшенных копий. Самые простые объяснения – экономия металла или сохранение реальных предметов вооружения «в семье», передача их «по наследству» – вполне вероятны, но лишены какого-либо археологического обоснования. Также В.Д. Кубаревым высказываются предположения о том, что изначально такие изделия являются культовыми. В одной из монографий также говорится об их культовом назначении, но данное предположение уже раскрывается несколько иначе, конкретизируется: «Помещенные в захоронение … модели ножен и кинжалов могут рассматриваться не только как заменители настоящего оружия умершего, но и как особый священный предмет культового назначения, или посвятительные дары божествам в мире ином».
Материалы различных больших, или «царских» курганов, свидетельствуют о том, что в пазырыкском обществе существовала такая скрытая социально-психологическая мотивировка «подмены» ценностей. Это также может объяснять несоответствие размеров моделей кинжалов-«вкладышей» и полномасштабных ножен, в которые они помещались, тем более что сами ножны при этом соответствующим образом окрашивались и декорировались. Благодаря этому с внешней стороны такой кинжал, находившийся (как и положено!) на поясе погребенного, тоже выглядел как настоящий, что и было необходимо при проведении обрядовых действий, связанных с «проводами» умершего. Помещенная таким образом в специально сделанный для этого паз имитация-двойник (душа?) кинжала могла быть предназначена для его последующей реинкарнации, в то время как сам кинжал (особенно древний – бронзовый) оставался в социуме как своего рода «гарантия» или для дальнейшего воспроизводства (употребления).
Таким образом, глубинная мотивировка у нахождения таких кинжалов в могилах может быть таковой: в обрядовом контексте представить инаковое (вотивное) как реальное (желаемое) и желаемое как действительное.