Керамические сосуды
Афанасьевская культура
Фото: Реконструкция каменной ограды кургана афанасьевской культуры
Экспонат:
керамический сосуд
Культура: афанасьевская
Дата: кон. IV – нач. II тыс. до н.э.


Сегодня мы не представляем мир без повседневных удобств. С каждым днем человек старается упростить свою жизнь, разрабатывает новые технологии, изобретает роботов-помощников и строит «умные» дома. С нашей точки зрения сосуд без плоского дна выглядит странно, предметом неудобным в быту, но такие керамические сосуды с остроугольным дном просуществовали примерно 3 тысячи лет.

Технология производства
Для изготовления глиняной посуды выбирали глины с большим количеством естественных примесей в виде обломков разнообразных минералов, размер которых нередко достигал до 1×1,5 см.
Сплеталась легкая корзинка в виде конуса, обмазывалась внутри глиной и ставилась в огонь. Плетенка сгорала и получался остродонный горшок с оттисками корзиночного плетенья на внешней поверхности. Именно такой способ изготовления глиняной посуды отмечается обычно в качестве первоначального и всеобщего на ранних этапах развития керамического производства.

Корзина служила твердой основой или своего рода формой, при производстве сосуда налепом. Насколько сильно при этом форма корзины влияла на форму, видно из того, что сосуды полностью повторяют очертания характерных четырехугольных корзин.

Техника изготовления сосудов была такой же первобытной, как и их форма. Способ изготовления керамики отражает первичную стадию в развитии горшечного производства.

Лепили горшки из лент или жгутов, составленных из небольших лоскутов. Стенки сосудов заглаживали по-разному: иногдатем же инструментом, которым наносили орнамент, или предметом, оставляющимузкие бороздки на поверхности изделия. В таких случаях сосуд покрыт параллельными и пересекающимися линиями, напоминающими следы от«гребенки», протащенной поглине. Иногда горшки заглаживали предметами, не оставляющими видимых следов на поверхности. Обжигали сосуды на костре, после того как они были украшены и высушены. В одних случаях мастера украшали всю внешнюю поверхность горшка, а в других – половину. Редко не орнаментировали совсем.

Орнамент
Узор наносили разными инструментами, с коротким или длинным очень тонким рабочим краем, имеющим от 3–5 до 35 мелких зубчиков; или палочкой, лопаточкой, грифельной кос точкой и др.

Визитной карточкой «афанасьевцев» является орнамент «качалка»(11), который наносился движением штампа, не отнимающимся полностью от поверхности сосуда при поочередном развороте инструмента на одном и другом конце.

Ряды оттисков орнаментиров имеют наклон в одну сторону или в противоположные. В последнем случае они образовывали узор, называемый «елочкой»(9). По венчику часто орнамент состоит из треугольных зон.

Иногда встречаются сосуды, украшенные необычно. Например, отпечатки образуют волну или составляют сложную композицию (7). Есть несколько сосудов, орнаментированных плавными прочерченными линиями, напоминающими личины. Иногда такой орнамент называют растительным (6).

Сосуды принадлежат афанасьевской культуре, а значит рассматривать их нужно в историческом контексте.


Афанасьевская культура

Карта распространения памятников афанасьевской общности(по: [Афанасьевский сборник, 2010, обложка 2])
В конце IV – первой половине III тыс. до н.э. в жизни древних племен, населявших Алтай и Минусинскую котловину, произошли большие перемены. В тот период времени племена, проживавшие на территории Алтае-Саянской горной страны, изготовляли и использовали орудия из меди, а животноводство стало основнойотраслью хозяйства.

Данные изменения связаны с населением, оставившим самыедревние в Южной Сибири памятники эпохи палеометалла, объединенные в афанасьевскую культуру или общность.Указанное наименование связано с первыминаходками, сделанными в долине Енисея под Афанасьевой горой в 1920-е гг.

«Афанасьевцы» жили по берегам крупных рек и их притоков (Катунь, Урсул,Ело, Куюм и др.). Об этом свидетельствуют их многочисленные кладбища и поселения, расположенные на высоких надпойменных террасах.
Афанасьевская культура в цифрах
Уже более
80
могильников известно
40
поселений известно
200
Захоронений раскопано

Металл
Важнейшим культурным приобретением афанасьевских племен стало овладение металлом. Известно, что металл использовался для изготовления украшений(серег, браслетов), оковок для починки деревянных сосудов, а также предметовбыта – игл, шильев, ножей. Металлические изделия изготовлены как из меди, таки из золота, и метеоритного железа. Эти находки доказывают, что афанасьевское население уже знало несколько металлов и добывало их. Изделия из металла находятне только в мужских захоронениях, но и в женских и детских. Это можно объяснитьтем, что данные предметы не являлись дефицитными.
Лекция проекта «Археолекторий»
Первые металлурги Алтая: афанасьевская культура

«Афанасьевцы» разводили все основные виды домашних животных (лошадей, мелкий и крупный рогатый скот). Однако как на поселениях, так и изредка в погребениях находят кости диких животных (например, косули, благородного оленяи др.). Это свидетельствует о том, что охота сохраняла свое значение. Дискуссионным остается вопрос о занятиях «афанасьевцами» земледелием. Поскольку земледелие, как правило, развивается с ранней формой скотоводства, то вполне возможно, что его зачатки были и у «афанасьевцев». Не исключено, что каменные зернотерки и куранты служили для растирания не только дикорастущих злаков, но и выращенных «афанасьевцами».
В Горном Алтае местные коллективы людей до появления «афанасьевцев» не использовали в своем быту зернотерки, куранты и песты. Поэтому появление подобных предметов оказалось важным приобретением для населения этой территории.


На основе изучения орнамента, формы технологии изготовления археолог может сказать, к какой культуре относится данный сосуд и, соответственно, продатировать памятник.
Изобретение керамики – самый первый опыт человека в преобразовании природы. Он взял обыкновенную глину, которая всегда валяется под ногами, и превратил в первый искусственный материал. И с этого момента изменилась жизнь человека: это повлияло на его физическое и духовное становление. Теперь люди могли употреблять в пищу те продукты, которые нельзя кушать в сыром виде. Появилась тарная посуда, она не портилась, не сгнивала и не могла быть разрушена животными, а значит человек получил возможность делать запасы. У него появлялось свободное время, которое он мог использовать для своего совершенствования.
Лекция проекта «Археолекторий»
Наука о битых черепках: роль керамики в археологии

Источники
История Алтая: в 3-х т. Т. 1: Древнейшая эпоха, древность и средневековье / под общ. ред. А.А. Тишкина. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та; Белгород: Константа, 2019. 392 с.: ил.


© Артефакт. Алтай.
Группы 898, 899
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website