Бронзовый нож
Елунинская культура
Фото: Памятник Елунино-1, Алтайский край
Эспонат:
бронзовый нож
Культура: елунинская
Дата: первая половина II тысячелетия до н. э.
Археологический памятник: могильник Елунино 1



История
Эпоха бронзы на Алтае становится временем расцвета животноводства и скотоводства. На это указывает всё богатство археологических культур того времени. В орнаментах, погребальном обряде, петроглифах учёные находят изображения одомашненных животных: вслед за овцами и быками древнее население Алтая начинает разводить лошадь. В погребальном инвентаре, к примеру, елунинцев были найдены глиняные сосуды, орудия труда, а также оружия с изображениями лошадей.

Так рукоятка этого елунинского ножа имеет форму лошади. Грива алтайской лошадки- это уже не просто видовой, а почти орнаментальный элемент. Он имеет закругленную конфигурацию лобной пряди, которая «наплывает» на морды животных.


Сейминская дошадь на рукоятке ножа.
Искаженные анатомические детали лошадиных голов, подчинены принципиально иным иконографическим и композиционным принципам. Пышная грива превращена в орнаментальное обрамление радиальной композиции. Навершия демонстрируют стадию стилизации, когда уже совершен переход от «целого» (фигура лошади, например, сейминская лошадка) к семантически значимой части (голова лошади), и эта часть приобретает черты декоративного изображения. Утонченная стилизация и стремление к аллегорической передаче смыслового значения свидетельствует о развитой системе художественного обобщения. Поэтому, учёные считают навершия алтайских ножей самостоятельной линией развития художественных форм этой эпохи.

Кто такие елунинцы
Ареал памятников елунинской культуры (красные точки) и уткульской группы (черные точки)
В эпоху ранней бронзы в евразийские степи приходят индоевропейские племена, которые определят новый вектор развития быта и культуры этих территорий на ближайшее тысячелетие. Переселенцы-европеоиды, которые приходили в Обь-Иртышское междуречье, встречали здесь местное население монголоидного типа - охотников, рыболовов и собирателей. Эти встречи были как мирными и приводили к брачным союзам, так и приводили к конфликтам. Археологи находят подтверждения этому в погребениях этого времени. Но так или иначе к XXII веку до нашей эры на территории степной и лесостепной зоны южного Обь-Иртышья, а также северных предгорий Алтая сформировалась своеобразная культура, соединившая в себе традиции пришлых европеоидных племён и местных охотников и рыболовов. Культура эта получила название «елунинская» по месту расположения древнего могильника, раскопанного экспедицией Алтайского государственного университета под руководством Ю.Ф. Кирюшина у с. Елунино в Павловском районе Алтайского края.
Елунинцы занимались бронзолитейным производством, животноводством, у них было развито гончарное дело. В погребениях археологи находят керамические сосуды, стрелы с костяными, роговыми, каменными, металлическими и деревянными наконечниками, бронзовые боевые и хозяйственные ножи, предметы вооружения и охотничьего снаряжения.
У елунинцев был распространён культ огня как очистительной практики, культ солнца, почитание основных видов домашних животных: лошади, барана, быка.
Реконструкция внешнего облика представителей елунинской культуры

Источники
1. История Алтая : в 3-х т. Т. 1 : Древнейшая эпоха, древность и средневековье [Текст] / под общ. ред. А.А. Тишкина. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та ; Белгород : Константа, 2019. – 392 с.

2. Иванов Вяч. Вс. Астральные мифы // Мифы народов мира. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — С. Кирюшин Ю.Ф., Иванов Г.Е. Новый сейминско-турбинский могильник Шипуново-V на Алтае. // Историко-культурное наследие Северной Азии. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. — С. 51.



© Артефакт. Алтай.
Группы 898, 899
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website