Культура: пазырыкская Дата: IV-II вв. до н.э. Археологический памятник: могильник Ханкаринский Дол, курган №15, 2008 год, Дашковский П.К., Усова И.А.
Удивительно встречать древности, которые смогли «обмануть» время. Уникальной в мировой археологии сохранностью отличаются памятники Пазырыкской культуры Горного Алтая. Погребальный обряд пазырыкцев включал в себя сооружение на дне могильной ямы погребального сруба, внутри него в колоде или на деревянном ложе помещался мумифицированный погребенный. Часто со временем полость погребения заполняла мерзлота.
Что такое пазырык? Термин «пазырыкская культура» используется в археологии для обозначения культуры населения Горного Алтая скифского времени. Он произошел от названия самой известной группы курганов, расположенных в урочище Пазырык Улаганского нагорья.
Раскопки Пятого пазырыкского кургана, экспедиция С.И.Руденко, 1949 г.
Насыпь кургана, которая возводился над могилой, состояла из камней, валунов и гальки и была легко проницаема для воды. Летние и осенние дожди, а также почвенные воды наполняли лиственничные погребальные склепы водой, которая замерзала зимой и нередко не оттаивала летом. В таких «морозильниках» и сохранялись вещи, которые в обычных условиях тлеют за какие-то десятки лет.
ИСТОРИЯ
В одном из пазырыкских захоронений в могильнике Ханкаринский Дол особый интерес археологов привлек женский головной убор. Он имеет аналогии в элитных памятниках скифо-сакского периода Евразии. Вместе с головным убором было найдено незначительное количество деревянный, бронзовых и железных гривен, обложенных золотой фольгой, что говорит о достаточно высоком социальном положении владелицы. Самая известная подобная находка сделана на плато Укок Натальей Полосьмак в могильнике Ак-Алаха-3 в 1993 году: татуированная мумия женщины в таком же уборе получила широкую известность, журналисты дали ей название «Укокская принцесса».
Могильник Ханкаринский дол расположен на второй надпойменной террасе левого берега Ини (левый приток Чарыша, СевероЗападный Алтай) в 1,2 км к юго-юго-востоку от с. Чинета и входит в состав Чинетинского археологического микрорайона
В самом захоронении у южной стеки обнаружен скелет женщины на деревянном настиле. Ей было 35-40 лет. Она была погребена в скорченном положении, лежа на правом боку. У северной стенки могилы было найдено сопроводительное захоронение лошади, что являлось маркером особого статуса женщины у кочевников. В районе черепа были остатки уникального головного убора в виде черного органического пятна и аппликаций из золотой фольги.
Обычно такие головные уборы из органических материалов сохраняются крайне редко. В большинстве случаев только наличие золотых аппликаций на остатках головного убора позволяет создать реконструкцию. Высота такого убора могла достигать 35,5 см. Подобные с современной точки зрения головные уборы, для древних обитателей Азии были важным маркером социального статуса, отражали положение в обществе за счет своих индивидуальных меток. А археологам эти метки дают возможность восстановить картину мира древней огромной скифской общности.
Головной убор и структура мироздания
Структуру мироздания у кочевников часто отражали именно головные уборы. Основу ханкаринского женского головного убора, который имеет специфическую длинную форму, составляли углисто-глинистое вещество, волосы, войлок, ткань. По структуре его можно разделить на три части: верхняя средняя и нижняя. На вершине - деревянный олень с рогами горного козла, обернутый золотой фольгой. Помимо оленя, на верхней части убора могли располагаться птица или конь-козерог, которые были основными персонажами верхней ступени пазырыкского мифологического пантеона и были универсальными символами Солнца и Верхнего мира.
Среднюю часть украшали бляшки в виде горных баранов, которые у пазырыкцев «находились» у подножия «древа жизни». Также по краям шел волнообразный орнамент из золотой фольги, который можно интерпретировать как ствол «мирового дерева». В нижней части убора располагалась головка грифона, который в античной мифологии считался охранником золота и кладов. Но обычно он помещался на предметах конского снаряжения или подоле одежды, что говорит о его соотнесенности с символом сакрального мира. Растительный мотив на головном уборе олицетворял наоборот жизнь, плодородие, которые были значимыми компонентами религиозно-мифологических представлениях кочевников скифо-сакского времени Алтая. Таким образом, композицию на головном уборе можно трактовать как изображение «древа жизни», где каждая часть отражает идею зачатия и плодородия.
Ношение
Для ношения такого убора нужна была особая прическа: голову брили, оставляя небольшой пучок волос, который совмещался с париком, а затем пропускался в головной убор. Древние народы придавали больше значение женской прическе и головному убору, которые составляли одно целое. В соответствии с социальным статусом, семейным положением и переходом в другой род они менялись несколько раз за жизнь. Сбривание волос пазырыкскими женщинами могло быть приурочено к определенному возрасту или, например, перед выходом замуж. Скрывание волос для избежание порчи было распространено во многих народах. Иногда женщины доходили до крайностей и сбривали волосы сразу после свадьбы или выщипывали на лбу неприкрытые шапочкой волосы. Принесение волос в жертву символизировало выход из мира прошлого и устанавливала связь с божеством (на фото: мумия знатной женщины из кургана Ак-Алаха-3, Укок).
Одежда
Самой распространенной одеждой в пазырыкской культуре были башлыки, колпаки, шапочки и островерхие уборы-парики, а также меховые шубы различного кроя, рубахи, шерстяные штаны, юбки, войлочные сапоги-чулки. Пазырыкцы использовали разнообразные материалы для своей одежды. В захоронениях Алтая преобладали детали костюма из шерсти, ткани, войлока, меха и кожи. Шерсть в основном использовали для штанов и юбок, а войлок для головных уборов, теплой одежды и обуви. Шубы обычно изготавливали из шкур овец, коз и пушных зверей. Большинство предметов костюма пазырыкской культуры было обнаружено в «замерших» могилах, где лед в камерах помогает сохранить органику.
Кто такие пазырыкцы
Их могут называть кочевниками, но тщательные исследования пазырыкских погребальных конструкций доказывают, что пазырыкцы никогда не были кочевниками в полном значении этого слова иимели постоянные бревенчатые жилища (наряду с временными, войлочными). Пазырыкцами именуется на самом деле сложное общество из разных культур.
Н. В. Полосьмак и Т. А. Чикишева считают, что пазырыкская культура появилась в Горном Алтае в результате влияния более развитой западной цивилизации, поскольку археологический материал культуры содержит комплекс среднеазиатских, индийских и переднеазиатских заимствований.
Источники
П.К. Дашковский «Пазырыкской культуры Ханкаринский Дол на Алтае: характеристика погребального обряда и основные направления междисциплинарных исследований»