Эпоха: средневековье, время Золотой орды Дата: XIII – XV вв.. Археологический памятник: курганный могильник Телеутский Взвоз 1
Бокка - женский головной убор времен Золотой Орды. Этот обнаружен при раскопках в степном Алтае, в курганном могильнике.
Обычно бокку носили жены императоров и знатные замужние женщины. Иногда данный головной убор могли носить жены более низкого социального статуса, и он покрывался черной тканью, в то время как у императорских уборов ткань была красная, шелковая, украшенная драгоценными камнями.
Реконструкция местоположения элементов бокки из Телеутского Взвоза 1 в конструкции сложного навершия.
Реконструкция бокки
На сегодняшний день реконструировать бокку сложно, но возможно: 1 — берестяное навершие бокки из монгольского государственного исторического музея; 2 — конус-основание конструкции навершия; 3 — лицевая и 4 — тыльная панели верхней части навершия; 5 — верхняя панель-крышка; 6 — верхняя горизонтальная монтажная лента-стяжка лицевой и тыльной панелей верхней части навершия; 7–8 — боковые наклонные монтажные ленты верхней части навершия; 9 — монтажные угловые сегменты верхней части навершия бокки
Есть и другие наименования для бокки: «боктаг», «бохтаг», «буктаг», «богто», богта, «боктак». Но все они созвучны и восходят к одному корню – «богто». Богто – это мозговая кость передней ноги барана. Эта кость использовалась в свадебном обряде монгольских народов. Вполне вероятно, что верхняя часть женского головного убора представляет собой символическое воспроизведение этой бараньей кости.
Лекция проекта «Археолекторий»
Микрорайоны в сибирской археологии на примере Кудряшевского археологического микрорайона
Об аналогичной находке в Новосибирской области смотрите в лекции.
ИСТОРИЯ
Одно женское погребение отличалось тем, что вместе с женщиной была положена уникальная вещь для Сибирской археологии. Это берестяная бокка. Монгольский ритуальный свадебный головной убор. Из-за того, что материал (береста) специфичен, он почти не сохраняется в наших условиях. У нас этих предметов – единицы.
Гришин Артем Евгеньевич
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН.
Еще в XII веке побывавший у монголов В. Рубрук пишет: «...они носят украшение на голове, именуемое бокка, устраиваемое из древесной коры или из другого материала, который они могут найти, как более легкий, и это украшение круглое и большое, насколько можно его охватить двумя руками; длиною в один локоть и более, а вверху – четырехугольное, как капитель колонны. Эту бокку они покрывают драгоценной шелковой тканью; внутри бокка пустая, а в середине над капителью, или над упомянутым четырехугольником, они ставят прутик из стебельков, перьев или из тонких тростинок длиною также в локоть и больше. И этот прутик они украшают сверху павлиньими перьями и вдоль кругом перышками из хвоста селезня, а также драгоценными камнями».
Также Рубрук отмечает, что когда много монгольских знатных женщин едут вместе, если смотреть на них издалека, то они кажутся солдатами, которые несут на головах шлемы, с поднятыми мечами.
Для нас, современников, бокка не просто головной убор: он интересен тем, что через века смог донести символику старых обрядов и традиций эпохи монгольских завоеваний.