Каменный сосуд со сценой охоты
Дискуссионно: елунинская или чемурчекская культуры

Экспонат: Каменный сосуд со сценой охоты
Дата: 2600 – 1700 гг. до н. э. .
Культура: елунинская или чемурчекская
Место обнаружения: с. Лаптев Лог Угловского района, на берегу озера Лаптевского (случайная находка)

Развертка сосуда

Удачный улов
Сосуд со сценой охоты, невероятно редкий и интересный артефакт, обнаружен случайно. В 1977 г. во время отдыха жительница с. Лаптев Лог Угловского района Е.Н. Шокова в песке на берегу оз. Лаптевского обнаружила каменный сосуд. Это место местные жители называют «Белый бугор». Сосуд был найден на северо-западной оконечности озера, недалеко от фермы и села. В краеведческий музей Угловского района сосуд был сдан в 1988 г. После этого сотрудник Угловского музея Е.В. Симонов, привез сосуд в музей археологии Алтая. Позднее он обследовал место находки, но какого-либо археологического памятника не обнаружил.
Изображения
Смотреть пояснения

Описание
Сосуд считается и предметом искусства. Изготовлен из камня темного цвета с блестками слюды, в изломе которого хорошо видны крупные вкрапления более светлого камня. Сосуд плоскодонный, имеет овальную форму. Его наибольший диаметр в средней части 10,6 см. и наименьший – 10,0 см., длина устья 8,6 см., ширина 8,0 см. Высота сосуда 13 см. Размеры днища 7,0х5,6 см. С одной стороны днища имеются сколы, образующие сквозное отверстие, которое могло возникнуть при изготовлении. Отверстие пытались заделать, заливая его слоями свинца, два из которых сохранились, остальные отпали. Возможно, для изготовления данного сосуда использовался естественный кусок породы с выемкой в центральной части и сквозным отверстием, так как орнамент наносился, когда оно уже имелось. В верхней части сосуда с одной из сторон выколот кусок стенки, но уже после нанесения орнамента, скорее всего, совсем недавно, так как стенки сосуда имеют светло-коричневый цвет типа пустынного загара, а стенки скола – темный свежий след. В верхней части сосуда, примерно в 1 см от закраины, прорезана горизонтальная линия, от которой вниз опускаются резные же треугольники, вершины которых иногда пересекаются за этой горизонтальной линией.

Гипотезы
«И, скорее всего, этот сосуд можно связывать с пришлым населением или уже сформировавшимся елунинским».
С какой же культурой связать найденный сосуд. В работе Ю. Ф. Кирюшина и С. П. Грушина "Предметы мобильного искусства раннего и среднего Бронзового века лесостепного «Обь-Ирышья» на этот вопрос отвечают двумя гипотезами.

1 гипотеза
Сосуд со сценой можно связать с «пришлым населением», то есть с Чемурчекской культурой.

2 гипотеза
Сосуд относят к предметам искусства Елунинской культуры. Например, в монографии «История Алтая. Древнейшая эпоха, Древность и Средневековье» рассматриваемый сосуд находится в разделе именно Елунинской культуры.

Елунинская культура

Елунинская культура была распространена на равнинном Алтае. Относится к эпохе развитой бронзы (первая половина II тыс. до н. э.). Выделена Ю.Ф. Кирюшиным.
Представлена материалами могильников и поселений. Жилища этого населения представляют собой небольшие легкие наземные конструкции площадью до 17 кв. м. Погребальные комплексы представлены грунтовыми могильниками. Умерших помещали в могилу в скорченном положении, на левом боку, с подог­нутыми к лицу руками и согнутыми в коленях ногами. В могилу помещали одного человека, реже встречаются парные и коллективные усыпальницы. Погребальный инвентарь включает глиняные сосуды, орудия труда и оружие из камня, кости и бронзы; встречаются части туш домашних животных. Умер­ших посыпали красной охрой. На позднем этапе культу­ры появляется обряд кремации. Керамика: плоскодонные баночные сосуды, украшенные рядами тесно поставленно­го гребенчатого штампа. Каменные орудия: наконечники стрел, стерженьки для рыболовных крючков, ножи, шлифованные топоры и т. д. Из кости изготавливали наконечники стрел и проколки. Бронзовые изделия: ножи, кельты, ко­пья сейминско-турбинного облика. Основной вид хозяйственной деятельности — скотоводство при доминирующей роли коневодства. Население охотилось на крупных животных (лось), важное место занимало сетевое рыболовство.


Чемурчекская культура

Археологическая культура раннего бронзового века Монгольского Алтая и Джунгарии (Северного Синьцзяна, севернее Тяньшаня), датируемая по радиоуглерду 2600 – 1700 гг. до н. э. (даты калиброванные).
Первые ее памятники были открыты китайскими археологами в 1961 г., название предложено А.В. Вареновым по одному из могильников, а культура выделена и изучена петербургским археологом А. А. Ковалевым, проводившим раскопки ее памятников более десяти лет в конце ХХ века и начале нынешнего.
Культура интересна прежде всего своими аналогиями в Западной Европе, важными для констатации европейского участия в ранней истории Китая.
Известна эта культура по своим погребальным сооружениям и стелам. Чемурчекская мегалитическая гробница – это каменный невысокий курган без насыпи, с периферийными подсыпками и каменными фасадами над могилами коридорного типа. Выглядят они как прямоугольные каменные оградки.
Антропоморфные стелы имеют и черты нечеловеческие: приостренные уши, круглые глаза, иногда рога, иногда третий глаз во лбу. Губы часто образуют валик вокруг рта, создавая впечатление рыбьего рта. Всё это на круглом лице выступает рельфом. Брови соединены с носом в одну Т-образную (или биволютную) фигуру, руки с выделенными пятью пальцами положены на живот. В руках иногда посох, иногда жезл. Стелы стоят вне курганов, но поблизости. Круглодонная керамика с прямыми стенками без шейки орнаментирована фестонами.

Ковалев установил, что все эти признаки имеются у более ранней мегалитической культуры Южной Франции 3200-2700 гг. до н. э. (дольмены Керси, анжуйские дольмены, камерные гробницы со стенками, сложенными сухой кладкой).

История
Специфическая черта конструкции чемурческих курганов — множественные насыпи по периметру, частично перекрывающие друг друга, имеют прототипы в множественных насыпях с фасадами мегалитических гробниц Бретани, Нормандии и Пуатье V—IV тысячелетия до н. э. Повторяются и статуи-стелы с Т-образной фигурой бровей и носа, круглыми глазами, валиком вокруг рта и посохом в руках также обильны во Франции (каменные статуи группы Гар и типа Сьон-Аоста). Близка и керамика культуры Ферьер во Франции, с тем же общим профилем и схожей орнаментацией.
Ковалев предположил дальнюю разовую миграцию первой половины III тысячелетия до н. э. с территории Франции на Алтай и в Джунгарию, в Синьцзян. Против идеи миграции как будто говорит разбросанность аналогий по территории Франции, но миграция обычно втягивала в себя соседние народности. Такая миграция могла бы объяснить появление тохарских письменных языков индоевропейской языковой семьи в Синьцзяне раннего Средневековья. До сих пор происхождение тохарского населения пытались объяснить участием афанасьевской культуры или фатьяновской или сейминско-турбинской.
Антропологически население Синьцзяна чемурчекского времени имеет выраженную европеоидность: светлые волосы, голубые или зеленые глаза (но в некоторых захоронениях отмечено начало метисации с монголоидами). Обнаруженные у чемурчекского населения женские генетические линии (по митохондриям) с гаплогруппами T и H имеют западноевразийские корни.

Неожиданно обнаружилось еще одно направление связей чемурчекской культуры: подчеркнутые грудные мышцы на статуях, руки с растопыренными пальцами, изображение персонажа обнаженным, но в башлыке, подковообразная форма усов и другие признаки напоминают Ковалеву скифские статуи, Он считает, что при всем различии языков носителей эти статуи легли в основу скифской статуарной традиции.

Европа в сердце Азии
В Испании и Южной Франции нашлись точные соответствия росписям чемурчекских гробниц.
В долине Роны — статуи, очень похожие на чемурчекские: с выпуклым валиком по контуру лица, с дисковидными глазами, с ожерельями из треугольных флажков-фестонов. Там же, в Южной Франции, в горах Юра, обнаружилась овоидная керамика без выделенного горла, как в Чемурчеке, и с теми же орнаментами. Все европейские аналогии были созданы в конце IV — начале III тыс. до н.э. — лет за двести до появления чемурчеков на Алтае. Алексей Ковалёв пришел к смелому, но вполне логичному выводу: чемурчекская культура пришла на Алтай, в Монголию и Китай из Западной Европы — из Южной Франции. Его большая сенсационная статья об этом в Российском археологическом ежегоднике за 2011 год так и называется: «Великая чемурчекская миграция из Франции на Алтай в начале третьего тысячелетия до н.э.». А что тут удивительного? Вандалы же пришли из Германии в Африку; мадьяры из-за Урала — в Венгрию; а норманны куда только не ходили… За те несколько тысяч лет, что их разделяют, техника передвижения существенно не изменилась.



© Артефакт. Алтай.
Группы 898, 899
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website