Каменные изваяния
раннее средневековье
Экспонат: каменные изваяния
Эпоха: средневековье
Дата: VI - VIII вв. н. э.
Археологический памятник:
Изваяние №1 (Таджилу) - Курайская степь, Кош-Агачский район Республики Алтай.
Изваяние №2 (Карасу) - урочище Карасу в Усть-Канском районе Республики Алтай.
Изваяние №3 - предположительно окрестности с. Шибе в Онгудайском районе Республики Алтай.
Изваяние №4 - долина р. Катунь за с. Чепош в Чемальском районе Республики Алтай.
(фото Н. Н. Серегина)

ИСТОРИЯ
Древнетюркские изваяния можно назвать памятником умершему, своеобразной данью памяти. Ему преподносили "жертвы" в виде пищи, молока, ценных вещей, с ним "общались" и верили, что душа покойного всё слышит.
В конце 1970-х годов в музей Алтайского государственного университета попадают тюркские изваяния, о которых изначально было мало информации. И до сих пор у учёных нет единого мнения о точном предназначении этих памятников, поэтому существует несколько разных теорий, объясняющих их предназначение. И до сих пор у учёных нет единого мнения о точном предназначении этих памятников, поэтому существует несколько разных теорий, объясняющих их предназначение.
Часть мировоззрения древних тюрок - вера в потустороннюю жизнь. В их текстах нередко упоминается имя владыки загробного мира - Эрлика. Именно этот бог обрывал людские жизни и забирал их души. С верой в загробную жизнь тесно связан и культ предков, в честь которых древние тюрки приносили всевозможные жертвы.
Погребальная церемония была очень важной для тюрков традицией. Знатного представителя рода сжигали вместе со всеми его лошадьми и теми вещами, которые могли бы пригодиться ему в загробной жизни. И именно в честь умершего ставили большую статую из камня.
Изваяние устанавливалось на захоронении, окруженном каменной оградкой. Лицо на статуе было направлено в сторону востока и изображало умершего, а на уровне груди у него находился сосуд. Изображение, высеченное на камне, было вместилищем души, а кувшин в руках позволял усопшему пировать вместе с людьми, которые его поминали. Тюрки бросали в жертвенный костер пищу, которую душа принимала через дым, "разговаривали" с покойным, пытались его задобрить. К главному изваянию вели так называемые балбалы, вертикально вкопанные камни. По одной из версией они символизировали убитых воином врагов.
Изваяние
Бака-Карагай,
Монголия
Фото: Е.Мансковой

Для наглядного представления о распределении каменных изваяний на территории Алтая составлена сводная карта, которая отражает также количественное распределение исследованных изваяний по районам: Майминский район - 1 изваяние, Шебалинский - 9, Усть-Канский - 8, Онгудайский - 60, Усть-Кокинский - 8, Кош-Агачский - 146, Улаганский - 20, и на остальной территории Алтая - 4 изваяния.

МТРК МИР В Республике Казахстан
Казахстан: легенды степи

Процесс создания
Следует сказать, что не все изваяния высекались по одному подобию. Их главное отличие - многообразие в выборе деталей, таких как сосуд в руках, черты лица, одежда, украшения. То есть памятники уже имеют индивидуальные черты. Различные детали делают каждое изваяние уникальным, как и то, что каждая статуя высекалась из соответствующей местности горной породы, и чаще всего располагались изваяния в непосредственной близости от выходов этих пород. Например, в районах верхнего течения реки Чаганузун у с. Бельтир преобладают удобные выходы песчаников, алевролитов и хлорит-серицитовых кремнистых сланцев. Это очень мягкие породы, что и привлекло мастеров того времени, которые создали Чаганузунскую группу изваяний. Материал брался всего в 2-х км от установки статуй, что заметно упрощало их работу.

По окончании похорон на могиле ставится каменный знак, другие камни много или мало (ставятся) в зависимости от количества убитых людей (покойником) при жизни.
Рудольф Фердинандович Итс
Профессор, доктор исторических наук, специалист в области этнической истории Восточной Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Изваяния №2 и №3
Они характеризуются хорошо проработанными чертами лица и наличием деталей на туловище. Также у обеих статуй можно заметить сосуд в районе груди.
(Фото: Н. Н. Серегина)
К "лицевым" изваяниям мы относим фигуры, на которых смоделирована только голова человека или выполнены детали лица.
Владимир Дмитриевич Кубарев
Автор книги "Древнетюркские изваяния Алтая" (1984), руководитель Восточно-Алтайского археологического отряда Северо-Азиатской комплексной экспедиции ИАЭ СО РАН.

Группы изваяний в республике Алтай
1
Урсульская группа
(43 изваяния)
находится в долине р. Урсул и по речным долинам ее притоков.
2
Катунская группа
(33 изваяния)
располагается в верхнем и среднем течении долины р. Катунь, а также в долинах ее притоков Малый Еломан, Юхтинер, Теребеты и Тургунда.
3
Улаганская группа
(20 изваяний)
находится на Телецком озере, в системе рек Башкаус, Чулышман и по речным долинам их притоков Балыктыюль, Малая Балыкса и Большой Улаган.
4
Курайская группа
(18 изваяний)
находится в основном в Курайской степи, в долинах р. Чуй и ее притоков Таджилу, Тото, Тыдтугем и у оз. Джангысколь.
5
Чаганузунская группа
(20 изваяний)
находится в основном в долине р. Чаганузун и по долинам ее притоков Казыл-Шина, Ак-Кая, Ак-Кола, а также на левом берегу р. Чуй и в долине ее притока р.Туярык близ с. Чаганузун.
6
Аргутская группа
(61 изваяние)
находится в долинах рек Аргут, Коксу и Джазатора, а также в долинах их притоков Карагема, Самахи, Аюты и др.
7
Чуйская группа
(47 изваяний)
находится в долине Чуи, ее истоков и притоков: Чаганбурразы, Кокоринки, Бугузу-на, Текелю, Барбургазы и Юстыда. Несколько изваяний находится в Сайлюгемской и Узунтальской степях (междуречье Барбургазы и Бугузуна).

Вести Алтай
Монгольский Алтай: История
Мемориал Шара-Булак

Для каждой территории характерны свои изображения изваяний.

У урсульской группы это детальная прорисовка лиц людей, в то время как остальные части тела статуи остаются необработанными.
(Изваяние Бака-Карагай, долина р. Сагсай, Монгольский Алтай. Фото: Е. А. Мансковой)

Аргутская группа в свою очередь делится еще на три крупных комплекса, для которых тоже характерны свои особенности в изображении изваяний.

Первый комплекс, расположенный на левом берегу р. Аргут, содержат в прилежащих к изваяниям оградках разновысокие стелы и характеризуется примитивной техникой обработки самих тюркских статуй.
(Тюркское изваяние, Монгольский Алтай. Фото: Е. А. Мансковой)

Второй комплекс находится на противоположном берегу этой же реки, у старой лодочной переправы. Он содержит около десятка ритуальных выкладок в виде колец и несколько курганов. В этой местности детализация изображения на изваяниях гораздо лучше, чем в первом комплексе, хорошо проработаны головные уборы, одежда и элементы вооружения.
(Тюркское изваяние, Монгольский Алтай. Фото: Е. А. Мансковой)

В третьем же комплексе, который находится на плато Кып-Чыл, также хорошо изображены детали изваяний, а к юго-западу от оградок располагается могильник.
(Мемориал Шара-Булак, Монгольский Алтай. Фото: Е. А. Мансковой)

Чуйская группа отличается от остальных тем, что в той местности изваяния встречаются целыми группами. Например, группа из пяти изваяний в долине р. Ча-ганбургазы, которая входит в комплекс из нескольких курганов и десятков оградок древнетюркского времени.


Источники
1. История республики Алтай. - Горно-Алтайск: Институт Алтаистики им. С. С. Суразакова, 2002
2. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей / Л.Р. Кызласов // Советская археология. –. 1964. – № 2.
3. Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая.- Новосибирск: Наука, 1984.
4. Тюркские изваяния из музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ / Н. Н. Серегин, А. С. Леонов. 2018 г.


© Артефакт. Алтай.
Группы 898, 899
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website