Деревянное седло
Эпоха Великого переселения народов

Экспонат: деревянное седло
Дата: V-VI вв.
Археологический памятник: могильник Яломан-II, курган №33

Уникальная сохранность генетического и органического материала – этим известен Алтай в мировой археологии.
Редкие находки и громкие открытия принесли не только так называемые «замороженные» могилы скифского времени (знаменитые курганы Пазырыка и Укока с татуированными мумиями, коврами, остатками одежды). Памятник Яломан-II позволил учёным подробно изучить технологию деревянного производства эпохи Великого переселения народов, на Алтае она продолжалась со II века до нашей эры по VII век нашей эры. Дело в том, что даже дерево из «замороженных» могил может очень быстро разрушиться при контакте с внешней средой. Поэтому обнаружение такого материала и его сохранность – большая удача. Таковой стала и находка одного из самых ранних в мире жёстких деревянных сёдел.
Могильник Яломан-II

Седло
Седло получило в археологической литературе наименование «древнетюркское». Оно датируется концом V века нашей эры. Передняя его часть располагалась практически вертикально, задняя была заметно отклонена назад, что давало всаднику бóльшую свободу действий при сохранении прочности посадки. Луки и полки седла соединялись подвижным образом с помощью сыромятных ремешков, продетых в симметрично просверленные пары отверстий на луках и полках. Это придавало конструкции определенную эластичность, подвижность и долговечность, что было важно для специфики кочевой культуры. По всей видимости, в тюркское время и сформировался типично кочевнический тип седла, который в дальнейшем при сохранении основного принципа конструкции претерпел лишь внешние изменения.

Что было до седла?
Письменные и изобразительные источники раннего железного века указывают, что первоначально всадники покрывали спину лошади попоной или шкурой убитого животного. В VIII веке до нашей эры размеры седла-попоны уменьшились, изменилась и система его крепления при помощи передней подпруги и нагрудного ремня. Позже появилось мягкое седло подтреугольной формы, которое фиксировалось на спине коня двумя подпругами. Для исключения натертостей и травм под него подкладывали большую попону.
Именно мягкое седло без стремян было распространено у скифов, сарматов и римлян. Судя по находкам в мерзлотных пазырыкских курганах Алтая, конское снаряжение и простое мягкое седло (без жесткой основы и стремян) обеспечивали всаднику удобство верховой езды и являлись показателем социального статуса хозяина. Но вот ни здоровью всадника, ни лошади он не помогал. Те же могилы демонстрируют серьёзные повреждения позвоночников лошадей и типичные для населения того времени болезни суставов.

В тот период в Южной Сибири параллельно развивались три типа седел, различавшиеся в основном по форме передних лук: низкие округлые, подтреугольные, широкие арочные.
Более удобное жесткое деревянное седло, как полагают большинство исследователей, появилось в начале IV века на территориях Восточной Азии.
В тот период в Южной Сибири параллельно развивались три типа седел, различавшиеся в основном по форме передних лук: низкие округлые, подтреугольные, широкие арочные. Со временем луки становились массивнее, а округлая лопасть на нижних краях полок уменьшалась и постепенно исчезла. Также есть гипотеза о том, что своими корнями изобретение жесткого седла восходит к началу I тыс. н.э.. Оно получило обозначение «когурёское» по названию государства Когурё, существовавшего на севере Кореи и востоке Маньчжурии в I–VII вв. н.э.
Вслед за жесткой основой седла были изобретены стремена. Деревянное седло и стремена давали всаднику дополнительную опору при верховой езде. Они способствовали более эффективной стрельбе из лука на ходу, повышали возможности ведения ближнего боя с применением холодного оружия. Предполагалось, что прототипом стремян была ременная или веревочная петля-подножка, которая располагалась только с левой стороны и служила для облегчения посадки всадника в седло.


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Конный воин хуннуского времени (по памятникам Алтая). Реконструкция В.В. Горбунова Рисунок Г.Л. Нехведавичюса
Находка деревянного седла из могильника Яломан-II относится к булан-кобинской культуре и эпохе Великого переселения народов, точнее её финальному этапу, переходу к тюркскому времени.
Эпоху Великого переселения народов на Алтае связывают с постоянными подвижками населения, с военными кампаниями, с основаниями и крушениями крупнейших кочевых империй. Во втором веке до нашей эры территории Алтая находились под влиянием новой для Азии силы – империи хунну. Они видимо окончательно выдавили отсюда остатки пазырыкской элиты. Население Алтая начинают формировать разнородные племена.
После того, как хунну были разбиты китайцами Алтай попадает под влияние сяньбийцев, а затем Жужжанского каганата. К последнему времени и относится деревянное седло. Эти времена отмечены частыми военными конфликтами, межусобицами. Видимо в том числе поэтому появляется необходимость в усовершенствовании конского снаряжения для более удобного ведения боя, устойчивости всадника с оружием в тяжёлых доспехах.

Лекция проекта «Археолекторий»
Об эпохе Великого переселения народов на Алтае

Источники
1. А.А. Тишкин, В.П. Мыльников. Деревообработка на Алтае во IIвв. до н.э.-V вв. до н.э. (по материалам памятников Яломан-II и Бош-Туу-I). Барнаул. 2016. 192 с.


© Артефакт. Алтай.
Группы 898, 899
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website